Герои Островского на сцене и в кино
24 апреля 2023
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского, но до сих пор его пьесы входят в репертуар множества театров по всей России. Актуальность произведений драматурга была рассмотрена на примере двух пьес: «Гроза» и «Бесприданница».
Слушатели узнали об истории постановок «Грозы» на сцене Государственного академического Малого театра России, а также об экранизации пьесы в 1912 году. Это было немое кино с Верой Пашенной в главной роли. Узнали и о фильме 1933 года, где роль Екатерины сыграла гениальная Алла Тарасова. Подробно остановились на постановке Бориса Бабочкина в 1974 году. Поговорили о фильме «Гроза», снятом режиссёром Константинопольским в 2019 году. Он не экранизировал пьесу в первозданном виде, он перенес действие «Грозы» в наше время, оставив, впрочем, город Калиново в неприкосновенности. Да и вся фабула пьесы сохранилась. Константинопольский подошел к осовремениванию «Грозы» с изрядной долей юмора и изобретательности.
«Бесприданница» - вторая пьеса, о которой шла речь. Она стала сороковым произведением Островского. Первые постановки провалились. Зрители не поняли высокого замысла Островского и восприняли пьесу как историю «пошлого обольщения глупой девицы». При жизни автора пьеса была поставлена на театральной сцене более пятидесяти раз. Но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт произведения. Должное признание пришло к «Бесприданнице» лишь после смерти драматурга, благодаря усилиям великолепной Веры Комиссаржевской, исполнившей роль Ларисы так, как задумывал автор. «Бесприданница» вернулась на театральную сцену, пользовалась большим успехом у читателей, а после засияла и в кинематографе.
На литературном часе разговаривали и о двух талантливых экранизациях пьесы: это фильмы Якова Протазанова и Эльдара Рязанова.
Сравнивая постановки разных лет, поняли, что каждая эпоха, которая обращается к творчеству Островского, обязательно находит для себя что-то новое и важное.
Дуреева Л.А.